You are viewing baronet65

 
 
22 November 2010 @ 12:50 am
Национальная портретная галерея. Император Петр I.  
Петр I Великий (1672-1725), основатель Российской империи, занимает уникальное место в истории страны.  Деяния его, и великие и ужасные, хорошо известны и перечислять их нет смысла. Мне хотелось написать о прижизненных изображениях первого императора, и о том какие из них могут считаться достоверными. Так как я не являюсь искусствоведом, то даю разные точки зрения на атрибуцию портретов.




Первый из известных портретов Петра I помещен в т.н. "Царском Титулярнике" или "Корне российских государей", богато иллюстрированной рукописи, созданной посольским приказом, как справочник по истории, дипломатии и геральдике и содержащий множество акварельных портретов. Петр изображен ребенком, еще до вступления на престол, видимо, в кон. 1670-х - нач. 1680-х г.. История создания этого портрета и его достоверность неизвестны.

Портреты Петра I  работы западноевропейских мастеров :



1685 г.- гравюра с неизвестного оригинала, создана в Париже Лармессеном и изображает царей Ивана и Петра Алексеевичей. Оригинал привезен из Москвы послами - кн. Я.Ф. Долгоруким и кн. Мышецким. Единственное известное достоверное изображение Петра I до переворота 1689 г.



1697 г. - Портрет работы сэра Годфри Неллера (1648-1723), придворного живописца английского короля, несомненно писан с натуры. Портрет находится в английском королевском собрании картин, во дворце Гемптон-Корт. В каталоге сделана приписка, что фон картины писан Вильгельмом ван де Вельде, морским живописцем.По отзывам современников, портрет отлитчался большим сходством,и с него были сняты несколько копий, самая известная, работы А. Белли, находится в Эрмитаже. Этот портрет послужил основой для создания огромного количества самых разных изображений царя, иногда слабо похожих на оригинал.



ок.1697 г. - Портрет работы Питера ван дер Верфа (1665-1718), история его написания неизвестна,но скорее всего, это произошло во время первого пребывания Петра в Голландии. Куплен бароном Будбергом в Берлине, и поднесен в дар императору Александру II. Находился в Царскосельском дворце, сейчас в Государственном Эрмитаже.



ок. 1700-1704 г. гравюра Адриана Шхонебека с портрета работы неизвестного художника. Оригинал неизвестен.



1711  г. - Портрет работы Иоганна Купецкого (1667-1740), писан с натуры в Карлсбаде. По утверждению Д.Ровинского, оригинал находился в Брауншвейгском музее.Васильчиков пишет, что где находится оригинал -неизвестно. Воспроизвожу Известную гравюра с этого портрета - работы Бернарда Фогеля 1737 г.



Переделанный вариант портрета этого типа изображал царя в полный рост и находился в зале Общего собрания Правительствующего сената. Сейчас находится в Михайловском замке в Санкт-Петербурге.



1716  г. - портрет работы Бенедикта Кофра, придворного живописца датского короля. Написан, скорее всего, летом или осенью 1716 года, когда царь находился с длительным визитом в Копенгагене. Петр изображен в Андреевсой ленте и датском ордене Слона на шее. До 1917 г находился во дворце Петра в Летнем саду, сейчас в Петергофском дворце.



1717 г. - портрет работы Карла Моора, который писал царя, во время его пребывания в Гааге, куда царь прибыл на лечение. Из переписки Петра и его супруги Екатерины известно, что портрет Моора очень понравился царю, был куплен кн. Б. Куракиным и отправлен из Франции в Петербург. Воспроизвожу самую известную гравюру - работы Якоба Хубракена. По некоторым сведениям, оригинал Моора сейчас находится в частном собрании во Франции.



1717 г. - портрет работы Арнольда де Гельдера (1685-1727), голландского художника, ученика Рембранта. Написан во время пребывания Петра в Голландии, однако нет никаких сведений, о том, что он написан с натуры. Оригинал находится в Амстердамском музее.



1717 г. - Портрет работы Жан-Марка Наттье (1686-1766), известного французского художника, написан во время визита Петра в Париж, несомненно с натуры. Был куплен и отправлен в Петербург, позднее висел в Царскосельском дворце. Сейчас находится в Эрмитаже, однако, нет полной уверенности, что это - оригинальная картина, а не копия.
Тогда же (в 1717 году в Париже) Петра писал знаменитый портретист Гиацинт Риго, но этот портрет пропал бесследно.


Портреты Петра, написанные его придворными художниками :


Иоганн Готфрид Таннауэр (1680-ок1737), саксонец, учился живописи в Венеции, придворный художник с 1711 г. По записям в "Юрнале" известно, что Петр позировал ему в 1714 и 1722 гг.



1714 г. (?) - Оригинал не сохранился, существует только гравюра, сделанная Вортманном.



Очень похожий портрет был сравнительно недавно обнаружен в немецком городе Бад-Пирмонте.
Л. Маркина пишет : " Автор этих строк ввел в научный оборот изображение Петра из собрания дворца в Бад Пирмонте (Германия), которое напоминает о посещении этого курортного местечка русским императором. Парадный портрет, который нес в себе черты натурного изображения, считался работой неизвестного художника XVIII века. В тоже время экспрессия образа, трактовка деталей, барочный пафос выдавали руку умелого мастера.
Петр I провел июнь 1716 года на водолечении в Бад Пирмонте, которое благотворно отразилось на его здоровье. В знак признательности русский царь подарил князю Антону Ульриху Вальдек-Пирмонт свой портрет, который долгое время находился в частном владении. Поэтому произведение не было известно российским специалистам. Документальные свидетельства, подробно фиксирующие все важные встречи во время лечения Петра I в Бад Пирмонте, не упоминали о факте его позировании для какого-либо местного или приезжего живописца. Свита русского царя насчитывала 23 человека и была достаточно представительной. Однако в списке сопровождавших Петра лиц, где были указаны духовник и кухмейстер, гофмалер не значился. Логично предположить, что Петр привез с собой готовое изображение, которое ему нравилось и отражало его представление об идеале монарха. Сравнение гравюры Х.А. Вортмана, в основу которой был положен оригинал кисти И. Г. Таннауэра 1714года, позволил нам приписать портрет из Бад Пирмонта этому немецкому художнику. Наша атрибуция была принята немецкими коллегами, и портрет Петра Великого как работа И. Г. Таннауера вошла в каталог выставки."



1716  г. - История создания неизвестна, по повелению Николая I прислан из Петербурга в Москву в 1835 г. , долгое время хранился в свернутом виде. Сохранился фрагмент подписи Таннауэра. Находится в музее "Московский Кремль".



1710-е гг. Профильный портрет, ранее ошибочно считавшийся работой Купецкого. Портрет попорчен неудачной попыткой подновления глаз. Находится в Государственном Эрмитаже.



1724 г.(?), Конный портрет, называемый "Петр I в Полтавской битве", купленный в 1860-х годах кн. А.Б. Лобановым-Ростовским у семейства умершего камер-фурьера в запущенном виде. После очистки обнаружилась подпись Таннауэра. Сейчас находится в Государственном Русском музее.


Луи Каравакк (1684-1754), француз, учился живописи в Марселе, стал придворным живописцем с 1716 г. По отзывам современников, его портреты отличались большим сходством. По записям в "Юрнале", писал Петра с натуры в 1716 и в 1723 г. К сожалению, бесспорных оригинальных портретов Петра, написанных Каравакком не сохранилось, до нас дошли лишь копии и гравюры с его работ.



1716  г. - По некоторым сведениям, написан во время пребывания Петра в Пруссии. Оригинал не сохранился, существует гравюра Афанасьева, с рисунка работы Ф.Кинеля.
 


Не очень удачная (дополненная кораблями союзного флота) копия с этого портета, созданная неизв. художником, находится ныне в собрании Центрального военно-морского музея Спб. (Д.Ровинский считал эту картину оригинальной ).



Вариант этого же портрета, поступивший в Эрмитаж в 1880 г. из монастыря "Великая Ремета" в Хорватии, созданный, вероятно, неизвестным немецким художником. Лицо царя очень похоже на написанное Каравакком, однако костюм и поза отличаются. Происхождение этого портрета неизвестно.


1723 г. - оригинал не сохранился, существует только гравюра Субейрана. По "Юрнале", написан во время пребывания Петра I в Астрахани. Последний прижизненный портрет царя.



Этот портрет Каравакка послужил основой для картины Джакопо Амикони (1675-1758), написанной ок.1733 г. для кн. Антиоха Кантемира, которая находится в Петровской тронной зале Зимнего дворца.

Иван Никитич Никитин (1680-1742), первый русский портретист, учился во Флоренции, стал придворным художником царя примерно с 1715 г.До сих пор нет полной уверенности в том, какие именно портреты Петра написаны Никитиным. Из "Юрнале" известно, что царь позировал Никитину по крайней мере дважды - в 1715 и 1721 годах.

С. Моисеева пишет: "Существовало специальное распоряжение Петра, предписывавшее лицам из царского окружения иметь в доме его портрет работы Ивана Никитина, а художнику брать за исполнение портрета по сто рублей. Тем не менее, царских портретов, которые можно было бы сопоставить с творческим почерком И. Никитина, почти не сохранилось. 30 апреля 1715 года в «Юрнале Петра» записано следующее: «Его Величества половинную персону писал Иван Никитин». Исходя из этого, искусствоведы искали поясной портрет Петра I. В конце концов было высказано предположение, что этим портретом следует считать «Портрет Петра на фоне морского сражения» (Музей-заповедник «Царское Село»). Долгое время это произведение приписывалось либо Караваку, либо Таннауеру. При исследовании портрета А. М. Кучумовым выяснилось, что полотно имеет три более поздние подшивки – две сверху и одну снизу, благодаря чему портрет и стал поколенным. А. М. Кучумов привел сохранившийся счет живописца И. Я. Вишнякова о прибавке к портрету Его Императорского Величества «против портрета Ея Императорского Величества». По-видимому, в середине XVIII века возникла необходимость перевески портретов, и И.Я. Вишнякову было дано задание увеличить размеры портрета Петра I в соответствии с размерами портрета Екатерины. «Портрет Петра I на фоне морского сражения» стилистически очень близок – здесь уже можно говорить об иконографическом типе И. Н. Никитина – обнаруженному сравнительно недавно портрету Петра из флорентийского частного собрания, написанному в 1717 году. Петр изображен в одинаковой позе, обращает на себя внимание схожесть написания складок и пейзажного фона.".



К сожалению, я не смог найти хорошей репродукции "Петра на фоне морского сражения" из Царского Села (до 1917 в Романовской галерее Зимнего дворца). Воспроизвожу то, что удалось добыть. Васильчиков считал этот портрет работой Таннауэра (на мой взгляд, он, действительно похож на портрет Петра из музея Московского Кремля).



1717 г. - Портрет приписываемый И. Никитину и находящийся в собрании Финансового департамента Флоренции,  Италия.

Портреты авторство и время создания которых неизвестно :


.

Портрет, подаренный императору Николаю I гр. С.С.Уваровым, которому он достался от тестя -гр. А.К.Разумовского. Васильчиков пишет : "Предание семьи Разумовских гласило, что Петр, во время пребывания в Париже, зашел в мастерскую Риго, писавшего с него портрет, не застал его дома, увидел недоконченный портрет свой, ножом вырезал из большого полотна голову и увез с собой. Вырезанный портрет он подарил дочери - Елизавете Петровне, а она, в свою очередь, пожаловала его гр. Алексею Григорьевичу Разумовскому". Некоторыми исследователями этот портрет считается работой И.Никитина. До 1917 г. хранился в Романовской галерее Зимнего дворца,- сейчас в Русском музее.



Поступил из собрания Строгоновых. В каталогах Эрмитажа, составленных в середине 19 века, авторство этого портрета приписано А.М.Матвееву (1701-1739), однако, он вернулся в Россию только в 1727 г. и, писать Петра с натуры не мог и ,скорее всего,лишь сделал копию с оригинала Моора для бар.С.Г. Строганова. Васильчиков же считал этот портрет оригиналом Моора. Этому противоречит то, что по всем сохранившимся гравюрам с Моора, Петр изображен в доспехах. Ровинский же считал этот портрет пропавшей работой Риго. 

Использованная литература:

В.Стасов "Галерея Петра Великого" Спб 1903 г.
Д.Ровинский "Подробный словарь русских гравированных портретов" т.3 СПб 1888 г.
Д.Ровинский «Материалы для русской иконографии» т.1.
А.Васильчиков "О портретах Петра Великого" М 1872 г.
С.Моисеева "К истории иконографии Петра I" (статья).
Л.Маркина "РОССИКА Петровского времени" (статья)
 
 
 
( 25 comments — Leave a comment )
Маринаmarinka_lisa on November 21st, 2010 11:13 pm (UTC)
Спасибо огромное за интереснейшую подборку!
baronet65baronet65 on November 21st, 2010 11:17 pm (UTC)
Пожалуйста!
melanyjamelanyja on November 22nd, 2010 05:20 am (UTC)
Лицо Петра меняется - от юноши с горящими глазами до сурового правителя
baronet65baronet65 on November 22nd, 2010 12:33 pm (UTC)
Согласен.
Ирина Левинаil_ducess on November 22nd, 2010 12:07 pm (UTC)
Хорошая подборка!!!
Но он везде узнаваем:)
baronet65baronet65 on November 22nd, 2010 12:32 pm (UTC)
Я старался выставлять те работы, которые либо делались с натуры, либо копии тех, которые делались с натуры. Кстати, Васильчиков пишет, что лишь один портрет Петра - работы Неллера из Гемптон-Корта может считаться бесспорным оригиналом писанным с натуры.
Но были и совсем фантастичные изображения, особенно в ранние годы.
yassena: Дюк..yassena on November 23rd, 2010 03:26 pm (UTC)
Спасибо большое.
baronet65baronet65 on November 23rd, 2010 04:39 pm (UTC)
Пожалуйста! Очень приятно, что мои писания Вам интересны!
Профессор Преображенскийlunin812 on November 29th, 2010 06:28 am (UTC)
С Днем рождения!
Желаю радости всегда
И настроения бодрого,
Не знать печали никогда
И в жизни всего доброго.
Никогда не унывать,
Не видеть огорчения
И дни с улыбкой начинать,
Как в этот День Рождения!

baronet65baronet65 on November 29th, 2010 08:22 pm (UTC)
Re: С Днем рождения!
Большое спасибо! Буду стараться ! :-)
zamglavred: радостьzamglavred on November 29th, 2010 02:41 pm (UTC)
С днем рождения!
baronet65baronet65 on November 29th, 2010 08:24 pm (UTC)
Re: С днем рождения!
Большое спасибо!
Алексей: Венdedushkin1 on November 29th, 2010 06:44 pm (UTC)
Прекрасная подборка!
И с днём рождения!!
baronet65baronet65 on November 29th, 2010 08:22 pm (UTC)
Большое спасибо! :-)
tverdyi_znaktverdyi_znak on November 29th, 2010 06:57 pm (UTC)
Интересная подборка.
Поздравляю с Днём Рождения!
Хорошего настроения! Многая лета!
baronet65baronet65 on November 29th, 2010 08:24 pm (UTC)
Большое спасибо!
eugen_savoyen: Евгений Савойскийeugen_savoyen on November 30th, 2010 02:09 am (UTC)
Поздравляю с днём рождения!
baronet65baronet65 on December 1st, 2010 09:02 am (UTC)
Большое спасибо!
novoeletonovoeleto on November 30th, 2010 02:29 pm (UTC)
Спасибо за Ваши труды. И - поздравления, конечно. Примите поздравления с днём рождения.
baronet65baronet65 on December 1st, 2010 09:02 am (UTC)
Большое спасибо!
diana_spbdiana_spb on December 2nd, 2010 10:41 am (UTC)
С Днём Рождения!
baronet65baronet65 on December 2nd, 2010 03:24 pm (UTC)
спасибо!
andronnik_aandronnik_a on February 12th, 2011 09:45 am (UTC)
Хорошая подборка. Спасибо!
(Deleted comment)
baronet65baronet65 on October 7th, 2012 02:06 pm (UTC)
Не понял про 3 разных людей. Фантастичные мне встречались, когда я писал этот пост. Сейчас вспомнить трудно, но могу поискать.
Anna WiliemAnna Wiliem on December 6th, 2013 08:21 pm (UTC)
Петр I
Здравствуйте. Вы не могли бы написать с какого источника эта фраза
"Тогда же (в 1717 году в Париже) Петра писал знаменитый портретист Гиацинт Риго, но этот портрет пропал бесследно."
Сейчас на страничке в контакте "Симферпольский художественный музей" есть (Десятый Выпуск Мистерии Крыма эфир 27.11.2013)в котором рассказывают о портрете Петра I кисти Гиацинта Риго.
( 25 comments — Leave a comment )