?

Log in

No account? Create an account
 
 
05 May 2016 @ 11:20 am
Романовская галерея Зимнего дворца. Список портретов. часть 1.  
Начинаю публикацию портретов из Романовской галереи Зимнего дворца. Ее опись сделана Д. Ровинским в 1880-х годах и опубликована в 4 томе его труда "Подробный словарь русских гравированных портретов". Рядом с каждым портретом находится его номер по общему Эрмитажному каталогу и размер (в вершках, которые я решил не пересчитывать). Но, в отличие от Ровинского, я располагаю портреты не в алфавитном, а в родословном порядке.
Я попытался (там где это возможно) дать историю каждого портрета и его сегодняшнее местонахождение. Я воспроизводить только те портреты, которые находятся в этой описи, а все данные, полученные из других источников (так как состав Романовской галереи менялся) будут опубликованы в приложении. Ошибки возможны и любые дополнения, уточнения и исправления приветствуются.

Романовская галерея Зимнего дворца:

01. Патриарх Филарет (Федор Никитич Романов) (1554-1633).
Отец царя Михаила Федоровича.



№ 6684 размер: 20x16
Прижизненного изображения патриарха Филарета не существует, портрет для галереи писан художником Н. Тютрюмовым в 1861 г. по гравюре Штенглина и "Титулярнику" 17 века.
Гатчинский дворец-музей.



02 Ксения Иоанновна Романова (ур. Шестова) (ум.1631 г.).
Мать царя Михаила Федоровича.



№5334 размер: 21,5х16
Копия В. Бовина (ок.1847 г.) с портрета конца 18 века (возможно так же копии с более старого оригинала), находившегося в Старом Петергофском дворце.
Сейчас в частной коллекции.


03 Царь Михаил Федорович (1596-1645).
Сын Федора Никитича и Ксении Иоанновны Романовых.



№5336 размер: 19,5х13,5
Портрет конца 18 века, с неизвестного оригинала (возможно "Титулярника" 17 века или гравюры Олеария). Многократно копировался.
Местонахождение неизвестно.


04 Царица Евдокия Лукьяновна (ур. Стрешнева) (1608-1645).
Вторая супруга царя Михаила Федоровича.



№6685 размер: 20х16
Копия художника Т.Неффа со старинного живописного оригинала, находивщегося у Г. Глебова-Стрешнева.
Государственный Русский музей. СПб


05 Царь Алексей Михайлович (1625-1676).
Сын царя Михаила Федоровича.



№5339 размер: 28,25х21,25
Прижизненный портрет 17 века, написанный неизвестным немецким или голландским художником до 1670 года ( в этом году с него была сделана гравюра). Самый старый портрет в Романовской галерее.
Государственный Русский музей. СПб


06 Царица Наталья Кирилловна (ур. Нарышкина) (1651-1694).
Вторая супруга царя Алексея Михайловича.



№5343 размер: 28,25х21,33
Копия 19 века с портрета, написанного художником Чоглоковым «во успиение» (как память об умершей), который находился в семье Нарышкиных. Есть множество других копий этого портрета (Государственный Эрмитаж, Чувашская картинная галерея, Кусково …) .
Государственный Русский музей. СПб




№5337 размер: 13х10,5
Фрагментарная копия конца 18 века с того же оригинала. Считается работой Карла Шурманна.
Государственный Русский Музей. СПб.


07 Царевна Марфа Алексеевна (1652-1707).
дочь царя Алексея Михайловича.



№6687 размер: 22х16,5
дочь царя Алексея Михайловича.Копия сделанная художником Н. Тютрюмовым в 1861 г. с оригинала, который находился в Александровском Успенском монастыре, где умерла царевна Марфа (похищен оттуда в 1986 году и до сих пор не найден).
Местонахождение неизвестно. Изображение даю по фотографии Клиндера 1865 г.


08 Царевич Алексей Алексеевич (1654-1670).
Сын царя Алексея Михайловича.



№6686 размер: 21,5х16,5
Портрет для галереи писан художником Н. Тютрюмовым в 1861 г. по "Титулярнику" 17 века из Публичной библиотеки СПб –единственному сохранившемуся прижизненному изображению царевича.
Местонахождение неизвестно.Изображение даю по фотографии Клиндера 1865 г.


09 Царь Федор Алексеевич (1661-1682).
Сын царя Алексея Михайловича.



№6688 размер: 28х22,5
Портрет для галереи писан художником Н. Тютрюмовым в 1861 г. по различным изображениям (в том числе из Оружейной палаты в Москве).
Государственный Эрмитаж. СПб.


10 Царица Марфа Матвеевна (ур.Апраксина)(1664-1715).
Вторая супруга царя Федора Алексеевича.



№6694 размер: 22х16,5
Портрет начала 18 века или позднейшая копия с него.
Государственный Русский музей. СПб


11 Царевна Софья Алексеевна (1657-1704)
дочь царя Алексея Михайловича.



№ 4396 размер: 26,5x23
По некоторым сведениям - оригинал 17 века, по другим - копия с оригинала, который находился в Москве (сейчас в Государственном Историческом музее).
Государственный Эрмитаж. СПб.


12 Царевна Наталья Алексеевна (1673-1716).
дочь царя Алексея Михайловича.



№ 5342 размер: 23x16
Портрет начала 18 века современными исследователями считается работой портретиста И. Никитина.(Барон Кене считал этот портрет работой Таннауэра). Есть еще 2 подобных портрета царевны Натальи, один в Русском музее, другой в Павловске.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.


13 Царь Иван Алексеевич (1666-1696).
Сын царя Алексея Михайловича.



№ 5348 размер: 28,6x22,5
Сын царя Алексея Михайловича. Считается портретом конца 17 века, созданным «во успиение» (как память об умершем), с которого позднее была сделана гравюра Ф. Маттарнови и многочисленные живописные копии (Кусково, Гос. Исторический музей).
Государственный Русский музей. СПб


14 Император Петр I Алексеевич (1672-1725).
Сын царя Алексея Михайловича.



№6689 размер: 54х31,5.
Копия, специально исполненная для Романовской галереи в Великобритании художником Белли в 1860-х гг с оригинала Г. Неллера, который писал царя с натуры в 1697 году во время его пребывания в Голландии. Оригинал находится в Английском королевском собрании картин и послужил образцом для создания множества изображений Петра, иногда слабо похожих друг на друга.
Государственный Эрмитаж. Спб.



№5350 размер: 18,13х13,6
Портрет в настоящее время считается работой Таннауэра, написан примерно в 1717 году. Барон Кене считал его работой Купецкого. Есть множество копий с этой картины, оригинал находится или в Государственном Эрмитаже или в Третьяковской галерее.
Государственная Третьяковская гелерея Москва.



№5390 размер: 32х30
Т.н. «Портрет Петра I на фоне морского сражения» написан, скорее всего, в 1710-х гг. Есть множество версий, кто автор этой картины. Барон Кене считал его работой Купецкого, Васильчиков – работой Таннауэра, современные исследователи склоняются к тому, что это работа И.Никитина. Подробности о нем можно прочесть тут:
http://www.reenactor.ru/ARH/PDF/Shmakova.pdf
Гсударственный музей-заповедник «Царское Село».



№5355 размер: 19,75х16,5
Портрет считается работой знаменитого французского живописца Гиацинта Риго, подарен императору Николаю I гр. С.С. Уваровым, которому он достался от тестя - гр. А.К.Разумовского. Васильчиков пишет : "Предание семьи Разумовских гласило, что Петр, во время пребывания в Париже, зашел в мастерскую Риго, писавшего с него портрет, не застал его дома, увидел недоконченный портрет свой, ножом вырезал из большого полотна голову и увез с собой. Вырезанный портрет он подарил дочери - Елизавете Петровне, а она, в свою очередь, пожаловала его гр. Алексею Григорьевичу Разумовскому". После ликвидации Романовской галереи портрет был отправлен сначала в Русский музей, а потом в Симферопольский государственый музей.



№6671 размер: 14х11,5
Найти точное изображение мне не удалось. Есть только его описание у Васильчикова : «Петр изображен в фас, с Андреевской цепью, в порфире (мантии – baronet65), под которой виден шитый серебром супервест. Портрет весь перемалеван и притом так невежественно, что на нем написана совсем не та цепь, какую носили при Петре Андреевские кавалеры. Тем не менее из-под подмалевки видна кисть Каравака и заметно сходство с гравюрой Субейрана, картиной Амикони и предыдущим портретом (копии с портрета Каравака из Царскосельского дворца – baronet65).»
Изображение - гравюра Субейрана с портрета Каравака (придворного художника нескольких императоров), который, видимо, послужил оригиналом для этого портрета.
Местонахождение неизвестно.


15 Царица Евдокия Федоровна (ур.Лопухина) (1669-1731).
Первая супруга царя Петра Алексеевича.



№ 5340 размер: 19x13,6
Оригинал начала 18 века, либо копия с него. Скорее всего, написан во время правления императора Петра II (внука Евдокии). Есть множество копий этого портрета и неизвестна его достоверность.
Государственный Русский музей. СПб


16 Императрица Екатерина I Алексеевна (ур. Скавронская)(1684-1727).
Вторая супруга царя Петра Алексеевича.



№5391 размер: 32х30. Наттье
Портрет работы знаменитого французского живописца Ж. Наттье (либо хорошая копия с него), написан в 1717 году, во время пребывания Петра и Екатерины в Голландии (парный к нему портрет Петра I находится в Царском Селе).
Государственный Эрмитаж. СПб.



№5392 размер: 18х13,5
Портрет работы придворного живописца Л. Каравака.
Государственный Русский музей. СПб



№5356 размер: 18,13х13,75
Портрет работы неизвестного художника (возможно Каравака или Ведекинда). Изображение даю по фотографии Клиндера 1865 г.
Местонахождение неизвестно.



№5387 размер: 58,75х44,75
Портрет работы И.Адольского, написан в 1726 году, неоднократно копировался и повторялся (близкий вариант находится в Царскосельском дворце).
Государственный Русский музей. СПб

Продолжение следует...

Использованная литература:

01. Д. Ровинский "Подробный словарь русских гравированных портретов" т. 1-4 1889 г.
02. Барон Кене "Галерея портретов Дома Романовых. Фотографические снимки с подлинных картин, находящихся в Зимнем дворце в С.-Петербурге, изд. акад. Акад. художеств А. Клиндером". СПб 1866 г.
03. В.Стасов "Галерея Петра Великого" СПб 1903 г.
04. А.Васильчиков "О портретах Петра Великого" М 1872 г.
05. Растопчин Соловьева "Лица российской истории. Коллекция портретов. Т. 1-3. М. 2009-2010.
06. Государственный Русский музей: Живопись XVIII-XX века. Каталог в 15 томах. Том 1. XVIII век СПб 1998
07. Государственная Третьяковская галерея: Каталог живописи XVIII-XX века. М. 1984.
08. В.Кадочникова. К вопросу об авторстве копий Романовской галереи Императорского Эрмитажа. в сборнике: Страницы истории отечественного искусства. Сборник статей по материалам научной конференции (Русский музей. Санкт-Петербург, 2013). Выпуск XXIV
09.«Государи из дома Романовых. 1613 - 1913. Жизнеописания царствовавших государей и очерки их царствований». Том 1-2 М. издание Сытина. 1913 г.
10. «300 лет дома Романовых» изд. Лапина СПб 1913 г.


 
 
 
петербургские заметкиfrom_spb_2012 on May 5th, 2016 08:35 am (UTC)

Очень познавательно, спасибо!
Царь Иван Алексеевич зело хорош! :-) :-) :-)

baronet65baronet65 on May 5th, 2016 08:38 am (UTC)
Всегда пожалуйста! :-)
Ирина Левинаil_ducess on May 5th, 2016 10:42 am (UTC)
эх это бы книжкой издать...
baronet65baronet65 on May 5th, 2016 10:51 am (UTC)
Согласен.:-) Кстати, Исторический музей издал прекрасный альбом портретов Романовых. В апреле еще продавался там.
Ирина Левинаil_ducess on May 5th, 2016 11:33 am (UTC)
с такими же историями и аннотациями портретов?
baronet65baronet65 on May 5th, 2016 12:01 pm (UTC)
Аннотации там точно есть и очень профессиональные. :-)))

Рекомендую, я себе купил еще 2 года назад.
Ирина Левинаil_ducess on May 5th, 2016 12:04 pm (UTC)
спасибо большое.
palborumpalborum on May 5th, 2016 05:15 pm (UTC)
Царь Алексей Михайлович очень хорош!
Обычно его изображают с довольно окладистой бородой, а здесь - настоящий щеголь - с усами и модной, короткой бородкой:)
baronet65baronet65 on May 15th, 2016 10:27 am (UTC)
Этот портрет, действительно, сильно отличается от других изображений царя.
Княжна Элиза: actressduchesselisa on May 6th, 2016 02:27 pm (UTC)
Вот бы восстановить эту галерею...
baronet65baronet65 on May 15th, 2016 10:26 am (UTC)
Конечно.